Метод канистерапии - решение проблем интеграции и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями
Канистерапия считается одним из самых востребованных видов анималотерапии благодаря своей доступности и социальному поведению собак. Этот метод применяют в качестве дополнительной психотерапевтической методики при работе с пациентами, которые тяжело идут на контакт. Терапия помогает развитию эмоциональных, умственных способностей, а также развитию двигательных функций.
В Москве существует центр, еще в 2003 году подготовивший первую собаку-терапевта, которая помогала в реабилитации особым детям. Сейчас этот метод, называемый канистерапией, используется для решения проблем интеграции и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями.
За рубежом у этого направления богатая история, а в России оно появилось сравнительно недавно, но активно развивается в настоящий момент.
Еще в 60-х годах 20 века американский детский психиатр Борис Левинсон заметил, что маленькие пациенты положительно реагировали на его собаку, которая находилась в приемной во время сеансов. Впоследствии он предложил использовать собак при работе с людьми с психическими расстройствами, впервые употребив термин «пет-терапия» в 1969 году.
Сегодня в учебно-кинологическом центре «Собаки-помощники инвалидов» в рамках проекта «Солнечный пес» проводятся занятия, в которых принимают участие педагог-дефектолог, психолог, а также 4 обученных волонтера. В занятиях участвуют 8 собак, прошедших годовой курс обучения в центре.
Первичную консультацию проводит врач-психоневролог. Исходя из диагноза и состояния ребенка и предоставленных родителями документов составляется индивидуальная программа занятий. Программа корректируется в соответствии с достигнутыми результатами.
Занятия посещают более 60 детей с диагнозами: ДЦП, даун-синдром, РДА, олигофрения, задержки психического и речевого развития различного генеза, слабослышащие, слепые, дети с различными соматическими заболеваниями.
Самое развитое в настоящий момент направление канистерапии – реабилитация. В зависимости от диагноза подбирается специальная система упражнений. Например, дети с нарушениями слуха и речи в присутствии животных учат произносить слова, дети с ДЦП выполняют определенные движения, чтобы развить двигательные функции рук и ног.
Один из главных эффектов терапии в том, что собака принимает человека таким, какой он есть. Особый ребенок чувствует, что собаке все равно, как он выглядит и как себя ведет. В результате, дети успокаиваются, расслабляются, и начинается прогресс.
Родители особых детей рассказывают, что навыки, полученные во время таких терапевтических занятиях, потом используются ребятами во взрослой жизни: для того, чтобы самому пойти в магазин или поехать куда-то.
Сотрудники центра «Солнечный пес» говорят о том, что они не лечат, они работают с состояниями. Нельзя вылечить человека от ДЦП, но можно научить его жить с ним. Проведение занятий для детей с особенностями развития предоставляются на бесплатной основе.