Участник Парада Победы 1945-го года: В Кремлёвском полку физподготовка была очень сильной
Призёр чемпионатов СССР по лёгкой атлетике Александр Григорьевич Соломко рассказал о службе в Кремлёвском полку, где он охранял Верховного главнокомандующего Иосифа Сталина, и последующей карьере лыжника и бегуна на 1500 м.
«Я родился в 1925 году в глухой сибирской деревне в Красноярском крае. Семья многодетная, жили трудно. Радио в деревне не было, и о том, что началась война, мы узнали не сразу. Всё стало понятно, когда призвали в армию большинство мужчин, да и люди потом уже рассказали.
На тот момент я только закончил седьмой класс. Спортом всерьёз не занимался, у нас и возможности такой не было, но сам выстругал лыжи и очень любил на них кататься. Так как взрослые мужчины ушли на фронт, нас с ребятами отправили работать в колхоз. Было тяжело — посевная, уборка урожая…
Осенью 1943-го, когда мне исполнилось 18 лет, призвали в армию. Помню, как долго ехали на Запад, потом долгую стоянку во Владимире. Там был большой сборный пункт призывников. Меня и еще около ста человек отобрали в ПСН — полк специального назначения. Позже он стал называться Кремлёвским полком, а потом и Президентским. Мы должны были охранять Верховного главнокомандующего и членов правительства.
В Москве все началось со строевой и физической подготовки. Тренировались на Соборной и Красной площадях, отдельно отрабатывали ходьбу по ступенькам. Стояли по два часа на смене у Мавзолея: двигаться было запрещено, моргать не рекомендовалось. По площади время от времени проходил кто-то из начальства — если бы заметили, что постовой шевелится, были бы проблемы.
Помню, как мы сопровождали Сталина на Курский вокзал, откуда он должен был уехать в эвакуацию. Мы стоим на платформе, машину вождя уже погрузили в вагон, как вдруг он резко разворачивается и говорит: никуда не поеду. Так и провёл всю войну в Кремле.
К Параду Победы 1945-го мы готовились около месяца, специально выезжали на аэродром тренировать строй. Нам сначала пошили хромовые сапоги, но прошлись по Красной площади и поняли — не звучит. Главнокомандующему и гостям с трибуны Мавзолея слышно не будет. Тогда набили на подметки и каблук металлические пластины — получилось громко. Среди участников Парада шли 11 полков фронтовиков — у них вся грудь в медалях. Мне же единственную медаль — «За Победу над Германией» — вручили 19 июня, а Парад был 24-го.
В Кремлёвском полку физподготовка всегда была очень сильной. Мы ездили на сборы в Златоуст, и прямо оттуда меня отправили на чемпионат СССР по лыжным гонкам. Занял там 81-е место на дистанции 18 км, что, может, было и не так плохо, но ни о каких больших результатах речи идти не могло. Зато там товарищи мне посоветовали бросить лыжи и заняться лёгкой атлетикой.
Идея мне сразу понравилась: значит, не нужно думать, как достать хорошие лыжи, специальную одежду. Я начал три раза в неделю ходить на стадион «Динамо», бегать. Постепенно нашёл любимую дистанцию — 1500 м. Как-то быстро пришли результаты: сначала попал в сборную ведомства, а там и поехал на чемпионат СССР.
Пробежал для себя неплохо — 3:54.8, но до норматива мастера не хватило всего 0,8 секунды. Обидно было — не передать. Пытался выполнить на оставшихся соревнованиях, но не получилось. На будущий год я уже тренировался серьёзнее, питание стало получше, и вот в 1951-м я стал бронзовым призёром чемпионата СССР, мастером спорта и членом сборной Союза.
Мы ездили на соревнования в Румынию, Чехословакию, Венгрию, в 1951-м я принял участие во Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Берлине. К сожалению, хоть и тренировался усиленно весь год, попасть на Олимпийские игры — 1952 в Хельсинки не получилось. Зато там выиграл серебро в тройном прыжке мой друг Лёня Щербаков, который в 1950-м первым из наших прыгунов сумел стать чемпионом Европы.
Бегал я очень долго, даже в пожилом возрасте участвовал за «Динамо» в традиционной майской эстафете по Садовому кольцу в Москве. Когда бегать не смог, всегда приходил на соревнования в качестве гостя. Жаль, на Садовом теперь бегать не разрешают, эстафету перенесли в «Лужники». А там до старта идти от метро далеко. Думаю, стоит ли в этот раз идти, выдержу ли...«