СЛЕДЖ-ХОККЕЙ - универсальный вид спорта для реабилитации детей
Геннадий Николаевич Романов, руководитель Реабилитационного Центра Г.Н. Романова в Санкт-Петербурге рассказал о медико-социальной реабилитации детей с неврологическими и пульмонологическими заболеваниями, сообщает портал «ДЕТИ СПОРТ ЗАБОТА».
Геннадий Николаевич Романов ведет свою деятельность с 1989 года, занимаясь реабилитацией детей с диагнозом ДЦП. За эти годы тысячи детей эффективно прошли реабилитацию с применением спортивных методик и использованием спортивного инвентаря.
В 1989 году в Санкт-Петербурге группа врачей и медицинских работников, а так же студенты медицинских ВУЗов, входящие в группу «БЛЦ» общества «Молодежь за милосердие» начали проводить реабилитационные занятия с детьми, имеющими повреждения ценральной нервной системы на базе ДГБ №4.
До 1991 года данные занятия проводились на благотворительной основе поддерживаемые вначале благотворительным обществом, затем – фондом «Милосердие и здоровье».
В 1992 году на базе благотворительного медицинского центра «БЛЦ» Геннадием Николаевичем Романовым вместе с заведующей кафедрой реабилитологии ФПК и ПП Санкт-Петербургской Государственной Педиатрической Медицинской Академии Галиной Анатольевной Сусловой был разработан, апробирован и 27 декабря 1994 года запатентован в государственном реестре изобретений «Способ реабилитации детей с повреждениями центральной и периферической нервной системы».
В 1998 году учрежден Региональный благотворительный фонд «Реабилитация ребенка. Центр Г.Н.Романова», единственной благотворительной программой которого является медико-социальная реабилитация детей с неврологическими и пульмонологическими заболеваниями.
За четверть века, Центру удалось провести курсы медицинской реабилитации более 5 000 пациентам из 53 регионов России, стран СНГ и Европы.
Центр использует свой стандарт эффективности, который определяется возможностью ребенка:
- самостоятельно сидеть;
- самостоятельно стоять;
- самостоятельно ходить;
- иметь возможность активно заниматься физическими упражнениями соответственно возрасту.
Минимальная продолжительность реабилитации в Центре – 60 лечебных дней (3 рабочих месяца), а наполнение и направление реабилитационных курсов для каждого маленького пациента зависит от этапа медицинской реабилитации авторского метода Романова-Сусловой.
Данный метод объединяет в себе элементы восточной и европейской медицины и состоит из 5 этапов:
1-й этап – изменение деятельности функциональных и физиологических систем пациента в сторону возрастной нормы;
2-й этап – ортопедическая коррекция анатомической формы костей, входящих в состав крупных и средних суставов конечностей и позвоночника пациента;
3-й этап – фиксация изменений функциональных и физиологических систем пациента в пределах возрастной нормы, увеличение физических возможностей;
4-й этап – на фоне изменения опорно-двигательного аппарата ребенка в сторону анатомической и возрастной нормы пространственная стабилизация пациента в вертикальном положении;
5-й этап – возрастные физические нагрузки.
Продолжительность реабилитационных занятий в течение лечебного дня составляет, в среднем, 4 часа с перерывами на отдых и обед ребенка.
Но самое главное, реабилитационный процесс длится так долго, как это необходимо для достижения конкретно поставленных целей, а именно – предоставление ребенку с диагнозом ДЦП возможности самостоятельно сидеть, стоять или ходить и вернуться в среду его здоровых сверстников.
Наш метод был сформирован в Петербурге, поскольку наш медицинский реабилитационный центр был создан в 1989 году, как только появился Закон о благотворительных обществах. Целая команда врачей и среднего медперсонала ушла в эту область, чтобы избавиться от так называемых койко-дней. Врачам нужно было развязать руки. Это первое.
Мы создали этот маленький реабилитационный центр, в котором применялись методики, используемые на территории Китайской народной республики. Потому что там сложилась отлаженная система социализации и медицинской реабилитации взрослых и детей с повреждениями центральной и перифирической нервной системы. Которая не допускает в раннем детском возрасте инвалидизации ребенка.
Я не совсем согласен с таким тезисом, как «не совсем здоровый ребенок».
Потому что наши дети во время периода реабилитации, когда испытываются спастические проявления, практически работают по технике гимнастики Александра Засса, т.е. круглосуточно, без выходных они тренируют собственные мышцы и в первую очередь сухожилия. На самом деле мы сталкиваемся с олимпийскими чемпионами, только определенных групп мышц.
Поэтому мы исходили из постулата, что каждого ребенка, потому что он растущий организм, можно поставить и нужно поставить на ноги, вернуть ему путевку в жизнь.
Что у нас получилось.
Изначально мы исходили из того, что мы должны оценивать эффективность нашей работы по следующим стандартам: это предоставление возможности ребенку самостоятельно сидеть, когда он принципиально сидеть не может. Потому что в ходе защиты собственной жизнедеятельности его организм экономил абсолютно на всем, и в первую очередь на костях, и их форма в связи с этим была изменена. Мы столкнулись с тем, что из врачей-реабилитологов нам нужно было превращаться во врачей-ортопедов, чтобы понять как формировать правильно тазобедренный сустав, коленный, голеностопный сустав.
Следующим этапом стало предоставление ребенку возможности самостоятельно стоять и самостоятельно ходить. Тут мы столкнулись с тем, что работать еще приходится и психологом, психиатром. Потому что, ребенок для того чтобы сделать шаг, должен преодолеть все свои многослойные фобии, фобии высоты собственных глаз.
Он раньше только лежал, и чтобы сделать шаг, который для нас является контролируемым падением, для ребенка это просто подвиг. Когда все его подсознание кричит о том, что нам нельзя это делать, потому что мы упадем без всякой группировки. Поэтому часть тренажеров, которые мы используем, направлена именно на борьбу со страхом высоты собственного тела для глаз.
Оказалось, что детей-то мы поставить на ноги можем, это не так сложно. Но как их привести к своим сверстникам? Потому что они в жизни-то никогда у нас шага не делали.
Мы пошли из опыта спорта. Мы нашли тот спортивный инструментарий, который на сегодняшний момент, можно применить.
В первую очередь – это катание на горных лыжах. Оказывается ребенок, который вдруг неожиданно для себя чувствует огромную площадь под ногами, опору, в этом случае он стоит правильно и мышцы корсета работают как у сверстников, которые занимаются непосредственно спортом. То что касается тренировки определенных групп мышц, например альпинизм, когда мы ему говорим в вертикальных веревочных линиях согни ногу, выпрями ногу, ты не упадешь, ему это понятно, ясно и применимо. Он это делает свободно, не боясь.
Мы искали тот вид спорта, который бы был универсален для всех наших пациентов. Мы перепробовали много видов спорта, начиная от борьбы, заканчивая горными лыжами, познакомились с ведущими специалистами дельфино-терапии.
Оказалось, что только недавно в нашу страну пришел тот вид, который нас абсолютно устраивает –это следж-хоккей.
Он объединяет все – работу с фобиями, командную работу, социальную адаптацию, работу мышц. Но нам не хватает тренерского состава. Это проблема. Пока не хватает и расходных материалов. Но это тоже все решаемо в наших условиях.
ВОЗМОЖНОСТИ - НЕОГРАНИЧЕННЫ
ВОЗМОЖНОСТИ – СОЗДАЮТСЯ!