Владимир Васин: ОКР ведет большую работу по созданию условий для гармоничного развития детей
31 мая в Москве в Инновационном центре Олимпийского комитета России состоялся круглый стол на тему «Спорт и двигательная активность в школе – залог успеха нового поколения».
Его участники обсудили вопросы современного подхода к повышению двигательной активности детей в школе, посмотрели презентацию практического пособия для директоров школ и учителей «Активные школы» и утвердили проект резолюции о мерах, направленных на решение проблемы низкой физической активности школьников.
Владимир Васин, советник Президента Олимпийского комитета России по реализации программы «Спорт для всех»:
«Еще основоположник олимпийского движения барон Пьер де Кубертен говорил, что без спорта не может быть полноценной жизни. Затем этот тезис был закреплен в Хартии МОК и стал руководством к действию для всех национальных олимпийских комитетов. В 1983 году была создана комиссия «Спорт для всех», которую возглавил тогдашний Президент МОК Хуан Антонио Самаранч. А сейчас членом этой комиссии является Президент Олимпийского комитета России Александр Жуков.
ОКР ведет большую работу по созданию условий для гармоничного развития детей через спорт и движение. Начиная с 2014 года, наша организация совместно с Фондом детского спорта реализует программу «Активные дети – Олимпийские надежды». Ее главная миссия – содействовать оздоровлению и устойчивому развитию общества через вовлечение детей в активный образ жизни.
Приятно, что на наш призыв откликнулись многие национальные федерации. В частности, федерация спортивной борьбы активно внедряет свой вид спорта в школы в качестве третьего урока физкультуры. Сегодня проводятся турниры среди ребят, которые получили навыки спортивной борьбы именно во время школьных уроков. Свои проекты есть у федераций тенниса и гандбола.
В федеральной целевой программе, утвержденной Правительством РФ, записано, что к 2020 году двигательной активностью должно быть охвачено, как минимум, 40 процентов населения страны и 80 процентов молодежи. ОКР готов взять на себя часть ответственности с точки зрения консолидации усилий государства и общественных организаций для решения поставленных задач».
Ричард Бейли, профессор, член Международного совета по спортивной науке и физической культуре:
«Многочисленные исследования, проведенные в разных странах мира, позволяют сделать вывод, что регулярная физическая активность в течение дня улучшает поведение, посещаемость и успеваемость школьников. Активные дети лучше усваивают учебный материал и достигают более высоких результатов в учебе, чем их сверстники, ведущие сидячий образ жизни. Физическая активность развивает восприятие, концентрацию внимания, память, мышление, способность к планированию и другие качества, необходимые для успешного обучения. Занятия спортом в школе помогают детям строить более крепкие и разнообразные дружеские отношения, развивают чувство привязанности к школе, улучшают поведение на уроках».
Тимур Манташев, директор Фонда детского спорта:
«Программа «Активные дети – Олимпийские надежды» объединяет усилия родителей и педагогов по созданию в школе активной среды, которая помогает детям находиться в движении до, во время и после уроков. Современные дети, к сожалению, пассивны. Изучив повседневный образ жизни обычного школьника, мы пришли к выводу, что тот период времени, когда возможен активный досуг, дети обычно проводят с гаджетами. А поскольку еще древние говорили «если хочешь победить врага, сделай его своим другом», мы создали мобильное приложение «Актиплей». Это своего рода интерактивный дневник, где дети фиксируют все свои спортивные активности в течение дня. У каждого ребенка в этой системе свой персональный рейтинг, который складывается из суммы баллов. Список лидеров той или иной школы по двигательной активности обновляется каждую неделю. Приложение награждает ребенка виртуальными трофеями, которыми он может делиться с друзьями в социальных сетях. Таким образом, у школьников формируется мотивация к участию в этом процессе».
В рамках круглого стола состоялась презентация практического пособия для директоров школ и учителей «Активные школы». Оно подготовлено на русском языке Инновационным центром ОКР в сотрудничестве с компанией Nike и рядом ведущих российских организаций в области детского, школьного и массового спорта. В пособии содержатся результаты международных и российских научных исследований, подтверждающих важность двигательной активности, а также практические рекомендации для директоров и учителей школ по повышению активности школьников до, во время и после уроков.
В начале следующего учебного года данное руководство будет направлено в более чем 30 000 российских школ через портал dnevnik.ru.
В настоящее время пилотная программа по повышению двигательной активности в школах реализуется Фондом детского спорта и компанией Nike в 20 московских школах. На данный момент достигнуты следующие результаты:
- ежедневная двигательная активность детей повысилась на 23% за один учебный год;
- по сравнению с началом года мотивация детей к участию в спортивных соревнованиях увеличилась в 2 раза;
- 99,1% опрошенных детей в ходе повторного замера согласились с тем, что «спорт - это отличный способ всегда пребывать в хорошем настроении»;
- уровень эмоциональной тревожности среди школьников начальных классов снизился на 15%;
- учителя отмечают улучшение поведения детей на уроках и переменах;
Участники круглого стола согласились с тем, что недостаток физической активности не позволяет новому поколению максимально развить свой жизненный потенциал. Гиподинамия влечет за собой рост уровня распространенности неинфекционных заболеваний среди детей, и это грозит большими финансовыми затратами государства на здравоохранение в будущем. Проблема детской гиподинамии нуждается в комплексном и системном подходе, который возможен только при условии объединения усилий заинтересованных сторон: школы, родителей, общества, государства и бизнеса.
В соответствии с рекомендациями ВОЗ необходимо обеспечить всем детям двигательную активность до, во время и после уроков, как минимум, 60 минут в день, включая качественное физическое воспитание и формирование общей культуры здорового и активного образа жизни. Методики приобщения детей к здоровому образу жизни и спорту, применяемые в школе, как правило, морально устарели и не интересны современным школьникам. Необходимо формировать у детей положительный опыт, который позволит им получать удовольствие от движения и полюбить спорт.
По итогам круглого стола решено признать в качестве приоритетной цели повышение физической активности детей начального школьного возраста, а одним из условий реализации этой цели – создание в каждой российской школе здоровой и активной среды в соответствии с подходом «Активные школы».
В целях внедрения здорового образа жизни российского школьника в начальной и средней школе рассмотреть практическое руководство для учителей и директоров «Активные школы» для использования в деятельности российских школ.
Оценить возможности внедрения инструмента Индекса здоровья школы (ИЗШ.РФ) на все образовательные учреждения для проведения самостоятельной оценки здоровьесберегательной среды и построения современной модели активной и здоровой школы.
Рассмотреть возможность использования опыта международных организаций в решении проблемы низкой физической активности детей и перспективы обращения Правительства РФ в ЮНЕСКО с просьбой включить Российскую Федерацию в международный пилотный проект по совершенствованию образовательной политики в области развития двигательной активности и повышения качества преподавания физического воспитания в российской начальной и средней школе.